«Жалуйтесь в свою страховую компанию на отказ в предоставлении медицинской услуги или некачественной врачебной помощи», — призывают нас медицинские чиновники. А что будет, если все, кому есть, на что пожаловаться, действительно, отправятся к своим страховщикам?
Их работа запросто может вообще остановиться. Потому что организовать
медицинскую помощь страховщики системы ОМС, в отличие от ДМС
(добровольного медицинского страхования) не в состоянии.
- Тут скрыто противоречие нашего законодательства, - объясняет
начальник отдела по работе с гражданами петербургского Терфонда ОМС
Геннадий Лопатенков. - С одной стороны, законодательство говорит о том,
что организовать медицинскую помощь пациент должен себе самостоятельно, с
другой, обязывает страховые медицинские организации (СМО), в которых
человек застрахован в рамках обязательного медицинского страхования,
контролировать качество оказания медицинской помощи и отстаивать права
пациента в случае если они нарушаются. Например, своевременно не
предоставляется возможность для обследования, не дается направление на
консультацию и лечение, нет номерков на прием к врачу...
(Каковы предельные сроки ожидания медицинской помощи в Петербурге, можно узнать здесь)
- На самом деле страховщик может потратить целый день, чтобы обеспечить
заявителю такого рода ассистанс (сопровождение пациента), - говорит
Геннадий Лопатенков, - А на его организацию у сотрудников СМО нет ни
штатов, ни финансирования. В результате подобную помощь получают самые
настойчивые пациенты, а остальные решают проблемы, как могут.
Если представить ситуацию, в которой все, кому медицинская услуга не
предоставляется в рамках ОМС своевременно, или в ней вообще отказывают,
придут в СМО с требованием восстановить справедливость и обеспечить
ассистанс, вряд ли страховая компания сможет им всем помочь. Для этого у
нее нет ни штатных сотрудников, ни денег, чтобы их нанять. Потому что
на ведение дел она имеет право получить не более 1,7% от общего объема
получаемых средств из Терфонда ОМС на оплату оказанных услуг. Сравните:
банковская страховая система получает 30% от общего объема средств на
ведение дел, ОСАГО — 20%.
(Куда обращаться с претензиями на качество медицинской помощи, можно узнать здесь)
Поэтому провозглашение страховых компаний защитниками интересов пациентов — мягко говоря, лукавство, если вы не располагаете временем в неограниченном объеме и настойчивостью дятла. И это только одна из причин, по которой нашу систему ОМС вряд ли когда-нибудь можно будет назвать настоящим страхованием.