+7 (926) 020 72 91 +7 (812) 982 72 91

Организатор

При организационной поддержке

Разработано в

DigitalSoftware

Медиа-партнеры

Мошенничество туристов-клиентов при банкротстве туроператоров

23 мая 2012 г. 12:23

Кто убережет российского туриста

Azerros

 

Кто убережет российского туриста?
[4 мая 2012] | Просмотры: 116 | Категория: Аналитика
Кто убережет российского туриста?Как минимум каждый 32-й и как максимум каждый 12-й российский турист остаются без защиты жизни и здоровья за границей

Внесенные поправки в закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", отправленные на ратификацию и подпись Президенту России, по-прежнему не защищают рынок от страхового мошенничества. При банкротстве туроператора мошеннические схемы может использовать как сам туроператор, так и его недобросовестные клиенты. Ещё около 0,5-1 млн полисов для выезжающих за рубеж выписываются мошенниками. При российском турпотоке в 12-16 млн человек в год как минимум каждый 32-й турист рискует оказаться за границей без защиты жизни и здоровья. Уход с рынка туроператора «Идеальный мир» в очередной раз подтвердил наличие потребности в оздоровлении рынка. Об этом в последних числах апреля 2012 года заявили эксперты туристического и страхового рынков в ходе телемоста Москва-Петербург проекта «Медиа-Среда» (www.m-sreda.ru) PR-агентства Shadursky Promotion. 

Три хода мошенничества для туроператора-банкрота, или спасение утопающего недобросовестного туроператора в кармане клиента и страховщика

По мнению Константина Байкова, генерального директора группы компаний «СИАЦ», занимающейся сбором информации о страховых мошенниках и проверкой достоверности страховых полисов (www.proverka.polisa.ru), туроператор заранее знает о грядущем банкротстве и готовится к нему, используя недобросовестные финансовые схемы, чтобы «отбить» затраты на тонущий бизнес. «Во-первых, представители туроператора накануне ухода с рынка продают туры, заранее зная, что по этим турам свои обязательства они уже выполнять не будут. Во-вторых, туроператор и его представители реализуют страховки для выезжающих за рубеж, но имеют возможность не отдавать премии страховым компаниям по проданным полисам. А значит люди, уехавшие с такими полисами, оказываются незащищенными. И в-третьих, если туроператор заранее готовится к уходу "по-английски", то может заблаговременно обеспечить себя любым числом фиктивных «невыездных» туров, по которым подставные люди смогут получить компенсацию от страховой компании в соответствие с законом № 132-ФЗ как пострадавшие, которые заплатили деньги оператору, но не получили туристической услуги. Тут трехступенчатая возможность отбить деньги, вложенные в этот бизнес, и еще и наварить», - резюмирует эксперт по выявлению страховых мошеннических схем Константин Байков. 

Юрий Бугаев, председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров России говорит: «Мошенничество со стороны турфирмы стало довольно частым явлением. Это может быть сговор менеджера турфирмы с клиентом или с представителем страховой организации, которые выдают лицензию на право заниматься этим видом деятельности».

«С тех пор как туроператоров обязали страховать свою ответственность за невыполнение договорных обязательств, у них появилась возможность для мошенничества. Можно сказать, что с этого момента количество рухнувших туроператоров увеличилось. По моему мнению, это общегосударственная проблема», - дополняет Валентин Афанасьев, директор петербургского филиала страховой компании «Северная казна».

Каждый 12-32-й выписанный полис выезжающего за рубеж - недействующий, или до 1 млн полисов в год выписывается агентами-мошенниками

Эксперт по определению страховых мошенников Константин Байков рассказывает о второй проблеме – полисам ВЗР, которые выписываются на официальных бланках, но не действуют. От этого страдают люди, которые купили полисы неизвестно где, неизвестно у кого. «Мы ведем базу утраченных полисов, в которой по номеру можно проверить, действующих ли у вас полис. В нашей базе 5 млн номеров полисов от мошенников, а реально по рынку их в 10 раз больше. Около 10% фиктивных полисов - туристические, - обозначает масштаб проблемы Константин Байков. - Это проблема продаж в нормальных точках. Такие схемы могут использовать агентства, которые не вернут комиссию страховщику и соответственно скажут, что у нас эти полисы не проходили. И ассистанская компания скажет "вы у нас не числитесь", отказав в помощи». 

Туристы-террористы и путешественники-мошенники 

«В последних числах апреля с рынка ушел очередной туроператор, «Идеальный мир». Энное количество туристов опять не улетело. Чтобы компенсировать материальные и моральные потери, туристы прибегают к мошенничеству, подделывая справки, обращаясь за вознаграждением к менеджерам закрывшихся компаний. Эти справки предъявляют к выплате в страховую компанию, в которой туроператор имел полис страхования собственной ответственности в случае банкротства», - рассказывает Егор Шадурский, генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR Shadursky Promotion, руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Мачихин, директор по PR онлайн-туристического агентства OnlineTours.RU подтверждает, что при банкротстве туроператора происходит мошенничество и со стороны туристов. «Людей можно понять. У них случилась неприятность, мягко говоря, они не смогли вылететь. Естественно, их задача компенсировать не только свои материальные потери, но и моральные страдания. Однако страховая компания не компенсирует эти издержки. Она компенсирует реальные финансовые потери. Моральные страдания может компенсировать только через суд сам туроператор, которому обычно к концу всех дел в суде компенсировать уже нечем. В голову туристам приходит замечательная идея: а что, если я отдыхал не 7 дней, а 14 - по договору с туроператором? А что если я ездил не в 3 звезды, а в 5? Когда разорилась компания «Лантатур», в которой работало 200-300 человек, осталось человек 20, которые выполняли свои обязанности. По сути, реально все делали человек 5-10. Все остальные менеджеры, которые имели право подписи, имели доступ к договорам, имели доступ к страховой документации компании и, естественно, имели возможность пририсовать дополнительный ноль к сумме договора с туристом. Менеджера тоже можно понять, он явно не получил свою зарплату», - заканчивает описание схемы злоупотреблений со стороны туристов Дмитрий Мачихин. 

Финансово здоровый и прозрачный туристический рынок перестанет рождать мошенников

Причина регулярного коллапса туристических операторов в непрозрачности, плохой регулируемости туристической отрасли и низкой марже. «Объем туристического рынка $12 млрд в год, 12 млн выезжающих за рубеж туристов, пользующихся услугами туроператоров. Существует проблема прозрачности туристической отрасли, сложно провести аудиторскую проверку, предупредить, предотвратить банкротство, - продолжает рассказывать о причинах регулярного ухода туроператоров с рынка эксперт OnlineTours.RU Дмитрий Мачихин. – Зарождается тенденция, когда люди начинают бронировать самостоятельно. Однако! Во-первых, это дороже, все об этом прекрасно знают. Туроператоры очень сильно снижают стоимость проживания в отелях, а также стоимость перелета от любой авиакомпании, работая на минимальной марже, что мы видим по их плачевному финансовому состоянию. Самостоятельно турист таких цен получить не может. До тех пор, пока туроператоры ведут борьбу за место на рынке, наш российский потребитель имеет возможность ездить отдыхать недорого. К примеру, на западе есть авиабилеты за 40 долларов, я сам лично летал за 10 долларов из Брюсселя в Париж. В России этого нет. Были дискаунтеры «Скайэкспресс», «Авианова». Они разорились. У нас на рынке есть системообразующие авиакомпании, из-за которых конкурентов на рынок не допускают. У нас никогда не будет билетов по 30 евро, пока мы поддерживаем Дальний Восток. Если не будет билетов по 40 евро, то структура формирования туристического продукта "перелет плюс отель" изначально становится невыгодной. Авиакомпания, которая дает чартер, закладывает туда небольшую маржу, но риски перекладывает на туроператора. В Европе же риски по перелетам лежат на авиакомпаниях. Нужно понять, что даже ситуация, которая случилась с «Идеальным миром», - это дефект рынка. Пока не будут проведены законы, позволяющие нормировать деятельность туристических компаний, до этих пор мы будем сталкиваться с разного рода ситуациями. Однако рынок турпакетов продолжит развиваться и в перспективе 10 лет будет оздоравливаться. Туры станут дороже». 

"Помогите кремировать любимого мужа!"

Наира Арутюнян, начальник оперативного отдела Global Voyager Assistance: «В летний сезон очень популярно мошенничество по групповым полисам. По одному полису выезжает группа туристов и по всем приходят документы об обращении за медицинской помощью. Конечно, это подозрительно, и такие случаи проверяются, компенсация по ним не выплачивается. Также в последнее время участились виды мошенничества по случаям смерти. То есть люди просто выдумывают несуществующих мужей, жен или других родственников и просят компенсировать их кремацию и перевоз из страны, где они отдыхали, на родину. Такую информацию несложно проверить. Выявить мошенников в 100% случаев, конечно, не удается».

А денежки распилим пополам с доктором

Ещё один вид мошенничества – использование медицинской страховки за границей. Рассказывает Валентин Афанасьев: «В нашей практике много случаев мошенничества по страхованию за границей. Часто люди выезжают под предлогом туризма, чтобы получить лечение и чтоб расходы компенсировала страховая компания. Неоднократно были случаи сговора туристов с врачами, которые ставят диагнозы, якобы проводят дорогостоящее лечение и получают за это деньги».

Туристов-мошенников - в черный список

Независимый эксперт-аналитик и страховой консультант Ирена Анискевич допускает, что необходимо ввести черные списки для недобросовестных страхователей, выезжающих за рубеж. Возможно, имеет смысл ввести лимит по одному страховому случаю для одного туриста. Как это сделано в банковской сфере, где вклад застрахован на определенную сумму. Чтобы нельзя было пририсовать дополнительное количество нулей.

«Бороться с туристическим мошенничеством можно только с помощью таких сервисных компаний, как мы. Страховщику обычно не до этого. Мы же можем себе позволить провести расследование», - подытоживает Наира Арутюнян.

Поправки в закон о туризме защитят российского туриста

«Внесены и отправлены на ратификацию Президенту России поправки в закон о "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", - говорит Егор Шадурский. - Законопроектом предусмотрено создание компенсационного фонда, из средств которого будет оказываться помощь находящимся за рубежом российским туристам в случае неплатежеспособности или банкротства туроператора. Однако новый закон сохраняет все возможности для страхового мошенничества всех трех сторон: туроператора, агентов и самих туристов, а значит страховое мошенничество и банкротство туроператоров будет продолжаться».

Материал подготовлен по итогам дискуссии независимых экспертов, представителей бизнеса и прессы "Мошенничество туристов-клиентов при банкротстве туроператоров" в ходе телемоста Петербург-Москва проекта «Медиа-Среда» (www.m-sreda.ru) PR-агентства Shadursky Promotion при поддержке НП «СИАЦ» 25 апреля 2012 года. 

Участники телемоста: 

В МОСКВЕ:
- Егор Шадурский - руководитель проекта телемоста «Медиа-Среда» (www.m-sreda.ru), генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR Shadursky Promotion (www.shadursky.ru), руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге (www.deloros.ru);
- Юрий Бугаев - председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (www.insurancebroker.ru);
- Алексей Годин - заместитель директора московского филиала СК «Северная казна» (www.kazna.com);
- Дмитрий Мачихин - PR директор туристического сервиса OnlineTours;
- Арутюнян Наира Артемовна - начальник оперативного отдела Global Voyager Assistance

В ПЕТЕРБУРГЕ:
- Константин Байков – генеральный директор группы компаний «СИАЦ» (www.np-siac.ru);
- Валентин Афанасьев — директор петербургского филиала страховой компании «Северная казна»;
- Ирэна Анискевич – независимый эксперт-аналитик и страховой консультант

Оригинал публикации