+7 (926) 020 72 91 +7 (812) 982 72 91

Организатор

При организационной поддержке

Разработано в

DigitalSoftware

Медиа-партнеры

Мошенничество туристов-клиентов при банкротстве туроператоров

26 июня 2012 г. 18:36

БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИЗМЕ: ЗАКОН И РЫНОК – КАК КУБИК РУБИКА

Турбизнес

 Поправки в закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внесенные в апреле Госдумой РФ, по-прежнему не защищают рынок от страхового мошенничества. Такое мнение высказали эксперты туристического и страхового рынков в ходе телемоста Москва – Петербург проекта «Медиа-Среда» PR-агентства Shadursky Promotion.

 

 Уход с рынка туроператоров «Капитал-тур», «Ланта-тур вояж», «Идеальный мир» в который раз подтвердил острую потребность в оздоровлении туристического рынка.

 

ПОПРАВКИ В ЗАКОН ДАВНО НАЗРЕЛИ

Причины регулярного коллапса туроператоров – в непрозрачности рынка, плохой регулируемости туротрасли и низкой марже. По мнению Дмитрия Мачихина, экспертаPR-агентства OnlineTours.RU, сегодня сложно провести аудиторскую проверку, предупредить, предотвратить банкротство туркомпании. Туроператоры очень сильно снижают стоимость проживания в отелях, а также стоимость перелета от любой авиакомпании, работая на минимальной марже, что в итоге приводит к печальным последствиям.

 

Объем туристического рынка оценивается в $12 млрд в год, в России примерно 12 млн выезжающих за рубеж туристов пользуются услугами туроператоров. Но, увы, случаи, когда компания оставляла своего клиента без проплаченного отдыха, без перелета, без страховой защиты, участились.

Проблема прозрачности туротрасли стоит остро. Разрешить ее пытаются на законодательном уровне. В том числе – с помощью поправок в закон «О туристической деятельности в РФ». Второе чтение поправок состоялось в апреле и вызвало много споров.

 

Главным достижением законодателей стало то, что законопроектом предусмотрено создание компенсационного фонда, из средств которого будут оказывать помощь находящимся за рубежом российским туристам в случае неплатежеспособности или банкротства туроператора.

Однако Егор Шадурский, руководитель Комиссии по страхованию российской общественной организации «Деловая Россия» в Петербурге, и другие эксперты-страховщики считают, что и с поправками новый закон сохраняет все возможности для страхового мошенничества всех трех сторон: туроператора, агента и самих туристов, а значит, страховое мошенничество и банкротство туроператоров будут продолжаться.

 

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩЕГО В КАРМАНЕ КЛИЕНТА 

Туроператор-банкрот может «отбить» бизнес с помощью страхового мошенничества. По мнению Константина Байкова, генерального директора группы компаний «СИАЦ», тур-оператор заранее знает о грядущем банкротстве и готовится к нему, используя недобросовестные финансовые схемы, чтобы вернуть затраты на тонущий бизнес.

 

«Во-первых, туроператор накануне ухода с рынка продает туры, заранее зная, что по ним обязательства не будут выполнены. Во-вторых, его представители реализуют страховки для выезжающих за рубеж, но имеют возможность не отдавать премии страховым компаниям по проданным полисам. Значит, люди, уехавшие с такими полисами, оказываются незащищенными. В-третьих, если туроператор заранее готовится к уходу по-английски, то может заранее обеспечить себя любым числом фиктивных «невыездных» туров, по которым подставные люди смогут получить компенсацию от страховой компании в соответствии с законом № 132-ФЗ как пострадавшие, которые заплатили деньги оператору, но не получили услуги. Тут трехступенчатая возможность вернуть деньги, вложенные в бизнес», – резюмирует К. Байков.

 

Юрий Бугаев, председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров России, отмечает, что мошенничество со стороны турфирмы стало довольно частым явлением. Это может быть сговор менеджера турфирмы с клиентом или с представителем страховой организации, которые выдают лицензию на право заниматься этим видом деятельности.

«С тех пор как туроператоров обязали страховать свою ответственность за невыполнение договорных обязательств, у них появилась возможность для мошенничества. Можно сказать, что с этого момента количество рухнувших туроператоров увеличилось. По моему мнению, это – государственная проблема», – считает Валентин Афанасьев, директор петербургского филиала СК «Северная казна».

 

Еще одна проблема – махинации с полисами ВЗР. До 1 млн полисов ВЗР в год оказываются подделкой. Такую статистику привел Константин Байков. «Мы ведем базу утраченных полисов, в которой по номеру можно проверить, действующий ли он. В нашей базе 5 млн номеров полисов от мошенников, а реально по рынку их в 10 раз больше. Около 10% фиктивных полисов – туристические, – обозначил масштаб проблемы эксперт. – Это проблема продаж в нормальных точках. Такие схемы могут использовать агентства, которые не вернут комиссию страховщику, скажут, что у нас эти полисы не проходили. И ассистанская компания по той же причине откажет в помощи», – отметил он.

 

 

ТУРИСТЫ ИЩУТ СВОЮ ВЫГОДУ

 Однако при банкротстве туроператора мошеннические схемы могут использовать как сам туроператор, так и его недобросовестные клиенты.

Вариантов обмана много. Чтобы компенсировать материальные и моральные потери, туристы прибегают к мошенничеству, подделывая справки, обращаясь за вознаграждением к менеджерам закрывшихся компаний. Эти справки предъявляют к выплате в страховую компанию, в которой тур-оператор страховал свою ответственность на случай банкротства.

 

«Людей можно понять, – считает Дмитрий Мачихин. – У них случилась неприятность, они не смогли вылететь. Их задача компенсировать не только материальные потери, но и моральный вред. Но страховая компания не компенсирует его. Она возмещает реальные финансовые потери. И тут туристам приходит в голову замечательная идея: а что если я отдыхал не 7 дней, а 14 по договору с туроператором? А что если отель был не три «звезды», а пять?»

Мошеннические схемы туристов легко проверить, убеждена Наира Арутюнян, начальник оперативного отдела Global Voyager Assistance: «В летний сезон очень популярно мошенничество по групповым полисам. По одному полису выезжает группа туристов, и по всем приходят документы об обращении за медицинской помощью. Конечно, такие случаи проверяются, и компенсация по ним не выплачивается».

 

Еще один пример привел Валентин Афанасьев: «Часто люди выезжают под предлогом туризма, чтобы получить лечение за границей, а потом возместить его стоимость. Есть случаи сговора туристов с врачами, которые ставят диагнозы, якобы проводят дорогостоящее лечение и получают за это деньги».

Ирэна Анискевич, независимый эксперт-аналитик, предложила ввести черные списки для недобросовестных страхователей выезжающих за рубеж. «Возможно, имеет смысл ввести лимит по одному страховому случаю для одного туриста, как это сделано в банковской сфере, где вклад застрахован на определенную сумму», – сказала она.

 

РЕЗЮМЕ

Финансово здоровый и прозрачный туристический рынок перестанет рождать мошенников, убеждены эксперты, принявшие участие в дискуссии. До тех пор пока туроператоры ведут борьбу за место на рынке, российский потребитель имеет возможность ездить отдыхать не дорого. На западе есть авиабилеты за 40 долларов. В России этого нет. Если не будет билетов по 30–40 евро, то структура формирования турпродукта «перелет плюс отель» изначально становится невыгодной, считают эксперты.

 

Авиакомпания, которая дает чартер, закладывает туда небольшую маржу, но риски перекладывает на туроператора. В Европе же риски по перелетам лежат на авиакомпаниях. Ситуация, которая случилась с «Идеальным миром», – это дефект рынка. «Пока не будут проведены законы, позволяющие нормировать деятельность туристических компаний, мы будем сталкиваться с разного рода негативными ситуациями на рынке», – считает Д. Мачихин.

В том, что нужны санация туристического рынка и его независимый аудит, что позволит закрыть многие возможности для мошеннических схем, убеждены все участники дискуссии. Смогут ли оздоровить его нынешние поправки в основной закон турбизнеса, не ясно. Пока больше вопросов, чем ответов.

Оригинал публикации