+7 (926) 020 72 91 +7 (812) 982 72 91

Организатор

При организационной поддержке

Разработано в

DigitalSoftware

Медиа-партнеры

Нововведения в закон о техосмотре и страховании ОСАГО и КАСКО - сложности и подводные камни для потребителей

26 января 2012 г. 1:18

Новые правила техосмотра - облегчение жизни автолюбителям или новые коррупционные возможности?

эж-Юрист

 

С 1 января 2012 года полис ОСАГО невозможно получить без действующего талона о техническом осмотре транспортного средства, а сам ТО проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Что принесет эта практика автолюбителям, будет ли поставлен заслон коррупции, какие "лазейки" остаются для коррупционеров?

Этой теме был посвящены "параллельные" круглые столы "Нововведения в закон о техосмотре и ОСАГО - сложности и подводные камни для автолюбителей", организованные одновременно в Петербурге и Москве в рамках проекта "Медиа-среда".

Как считает руководитель проекта "Медиа-среда", генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion Е.Шадурский, важность темы трудно переоценить: "Пятая часть населения Москвы, Петербурга и всей России - автовладельцы. Их напрямую касаются новые правила. Они только еще внедряются в жизнь, и на этом этапе необходимо публично обсуждать, какие проблемы обозначаются уже сейчас - пока они не успели укорениться в ежедневной практике".

Проблемы, действительно, есть. По словам заместителя генерального директора по взаимодействию с РСА по вопросам автострахования страховой компании "Северная казна" Н.Игошина, "не все станции технического осмотра, которые могут по аккредитации проводить ТО, готовы предоставить услугу в полном объеме, не только пройти техосмотр и выдать техническую карту, но и выдать талон технического осмотра на руки потребителю. Сложность заключается в том, что у нескольких законодательных актов и некоторых исполнителей возникли несостыковки, недоговоренности либо невыполнение. Из этого возникают трудности, которые мы пытаемся решать". Однако, по словам Н.Игошина, не стоит волноваться из-за того, что у автолюбителей возникнет, например, проблема нехватки талонов: "Тех, которые были выданы ранее и находились на руках госавтоинспекции, достаточно для того, желающие могли пройти техосмотр в январе-феврале-марте".

Оптимистичен и его петербургский коллега - директор петербургского филиала страховой компании "Северная казна" В.Афанасьев. По его мнению, "мы находимся в переходном периоде, который скоро закончится - после сдачи отчетности в РСА. Наступает новый этап, сейчас происходит разделение по станциям ТО, большинство станций уже оборудуют у себя рабочие места для агентов страховых компаний, дают им возможность оформлять продажи своего продукта прямо на месте". Таким образом, облегчается жизнь автовладельцев. В самой "увязке" страхового полиса с техосмотром есть логика, считает В. Афанасьев - не подлежит сомнению, что неисправное транспортное средство не должно выезжать на дорогу, а факт выдачи полиса должен включать в себя некую гарантию исправности ТС.

Руководитель Страхового информационно-аналитического центра (НП "СИАЦ") К.Байков постарался заострить внимание на необычной ситуации: "В результате нововведений работу структур-"нестраховщиков" отныне контролируют страховщики. Каковы нюансы ситуации?" В ответ президент Союза страховщиков СПб и СЗ Е. Дубенский подробно обрисовал общую сложную картину с техосмотром автомобилей на момент вступления в силу законодательных изменений в этой области. "В Западной Европе такая система техосмотра существует. У них, конечно, другой автопарк - и по возрасту, и по содержанию. Если не брать столиц, то 60 процентов автопарка у нас - это машины российских и даже советских производителей. Что касается контроля со стороны страховщиков, то у нас часто говорили: будем осуществлять контроль через регресс, выдвигать требования к станциям, неправильно произведшим техосмотр, в результате чего произошла авария и был нанесен ущерб. На Западе это действительно работает". Но в России, по его словам, менее чем у 1 процента дорожно-транспортных происшествий (согласно официальной статистике) в качестве причины фиксируется аварийное состояние ТС.

Присутствующие эксперты рассказали также о уже возникшей практике обхода нового закона: кто-то оформляет полисы задним числом, декабрем прошлого года, без талона о техосмотре. Но Е. Дубенский пессимизма не испытывает. Во-первых, по его мнению, многие компании позвонили своим клиентам в декабре, а не "задним числом", и предложили заключить договоры на старых условиях. Во вторых, в Петербурге – Москве достаточно большое число новых автомобилей, поэтому техосмотр им 3 года не требуется. В-третьих, талоны получили более 40 станций. С точки зрения клиента, процедура ТО сейчас проходит замечательно: быстро и недорого. "Ушла коррупционная составляющая со стороны ГИБДД, которая иногда доходила до 80 процентов. Для новых участников открыты возможности: сейчас не нужно никаких отдельных проверок, теперь РСА рассматривает заявки. Есть ключевой момент: без техосмотра не получить ОСАГО, исходя из этого, и формируются новые принципы работы". Существует, однако, проблема с некоторыми страховыми компаниями: в своем стремлении не упустить клиента. Так, один из лидеров рынка предоставляет некую комплексную услугу, оформляет сразу два талончика - ОСАГО и техосмотра от ЗАО "Техосмотр", на что уже было много жалоб в РСА. "Такая торговля талончиками будет набирать обороты, если ее вовремя не пресечь", - считает Е. Дубенский.

Был обозначен вопрос о возможности регресса к участнику ДТП, который не прошел техосмотр должным образом: нет ли здесь "подводного камня" - после страховой выплаты заставить клиента возместить эту сумму, задним числом сочтя талон ТО выписанным без проверки? Представители страховых компаний считают такой вариант нереальным - с их точки зрения, сама процедура исключает такие неприятности.

По мнению некоторых участников круглых столов, как до нового закона, так и сейчас, коррупционная составляющая осталась, и практика "покупки" техосмотра все-таки есть. Как ее искоренить? Одновременно ведущий петербургского круглого стола К. Байков обозначил другой вопрос: будет ли страховаться ответственность станций техобслуживания? Сейчас страхуются случаи, когда автомобиль был поврежден на самой станции, но варианты страхования ответственности за неправильный или недостаточный техосмотр отсутствуют.

В любом случае, и в этом мнении сходятся эксперты страхового рынка, "договариваться" с несколькими независимыми друг от друга людьми на предмет нечестной покупки талона техосмотра сейчас становится намного сложнее, что дает надежду: коррупции будет меньше, а безопасности на наших дорогах больше. Уменьшается также количество бюрократических "рогаток" для граждан. Этому позитивному процессу способствует также усовершенствование системы контроля за проведением техосмотра, которое постепенно происходит: так, уже фактически невозможно, как прежде, пройти "техосмотр", даже не привозя машину на станцию. Это и фотофиксация, и система учета талонов, и многие другие факторы, включая жесткие санкции к станциям-нарушителям.

Не отрицая отдельных моментов "российской специфики", страховщики сходятся в том, что новая система предлагает многообразие различных инструментов (от административных до финансовых) для обеспечения результата: вывода на наши дороги исправных автомобилей.  Страхование городских квартир от воров, пожара и затоплений на период выезда на летний отдых