+7 (926) 020 72 91 +7 (812) 982 72 91

Организатор

При организационной поддержке

Разработано в

DigitalSoftware

Медиа-партнеры

Мошенничество туристов-клиентов при банкротстве туроператоров

22 мая 2012 г. 20:13

Удар ниже полиса

Российская газета

Поправки, внесенные в закон "Об основах туристской деятельности",
должны защитить рынок от страхового мошенничества, которое последнее время набирает обороты. Участники рынка утверждают, что от 500 тысяч до миллиона полисов защиты жизни и здоровья выезжающих за рубеж выписываются мошенниками. При банкротстве туроператора к мошенническим схемам могут прибегать не только его сотрудники, но и клиенты.     

В России ежегодно за рубеж выезжают от 12 до 16 миллионов туристов, и
при этом минимум каждый 32-й, максимум каждый 12-й из них остается
фактически без гарантированной защиты жизни и здоровья. По мнению эксперта
рынка Константина Байкова, в большинстве случаев туроператор заранее знает
о грядущем банкротстве и старается компенсировать затраты на гибнущий
бизнес за счет клиентов.      - Существуют три пути выживания на таком "тонущем корабле", -
поделился Константин Байков. - Во-первых, туроператор перед уходом с рынка
продолжает продавать туры, по которым уже не сможет выполнить свои
обязательства. Во-вторых, фирмой по-прежнему реализуются страховки для
выезжающих за рубеж, но отдавать премии страховым компаниям по проданным
полисам она уже не может, то есть уехавшие туристы оказываются
незащищенными. И в-третьих, туроператор может заблаговременно обеспечить
себя любым числом фиктивных невыездных туров. По ним подставные лица,
которые якобы заплатили за туристическую услугу, но не получили ее, по
закону смогут получить компенсацию от страховой компании как пострадавшие.      Байков также рассказал, что часто выписанные на официальных бланках
полисы для выезжающих за рубеж на деле оказываются недействующими.      - В нашей базе полисов, где по номеру можно проверить, действующий ли
у вас документ, сейчас находятся около пяти миллионов номеров полисов от
мошенников, но реально по рынку их в 10 раз больше.      Около 10 процентов всех фиктивных полисов являются туристическими, и
это - проблема точек продаж. Агентства просто могут не вернуть комиссию
страховщику и заявить, что эти полисы у них не проходили.      Некоторые эксперты уже считают проблему общегосударственной. Директор
одной из петербургских страховых компаний Валентин Афанасьев рассказал, что
с той поры, как туроператоров обязали страховать свою ответственность за
невыполнение договорных обязательств, у них появилась реальная возможность
для мошенничества. Фактически с этого момента количество обанкротившихся
туроператоров только растет.      Причастны все      Нынешняя законодательная система позволяет активно проворачивать
мошеннические схемы не только туроператорам, но и самим туристам. Как
рассказал руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной
организации "Деловая Россия" в Санкт-Петербурге Егор Шадурский, чтобы
компенсировать материальные и моральные потери, туристы прибегают к
мошенничеству, подделывая справки и обращаясь за вознаграждением к
менеджерам закрывшихся компаний. Эти справки предъявляют к выплате в
страховую компанию, где туроператор имел полис страхования собственной
ответственности в случае банкротства. Подобных примеров множество. Так
туристы вели себя при недавнем уходе с рынка туроператора "Идеальный мир",
а также во время громкой истории с банкротством туроператора "Ланта-тур".      - Туристы могут компенсировать лишь финансовый ущерб, однако пытаются
сами "отбить" еще и моральный, - рассказал сотрудник онлайн-туристического
агентства Дмитрий Мачихин. - В голову некоторым туристам приходят
"замечательные" идеи заявить, что они отдыхали не семь, а 14 дней по
договору с туроператором или что жили не в трех-, а в пятизвездочном отеле.
Когда разорилась компания "Ланта-тур"со штатом в 300 человек, в ней
осталось работать лишь два десятка сотрудников, которые по-прежнему
выполняли свои обязанности. А по сути, реально там все делали лишь человек
5-10. После развала компании все остальные менеджеры буквально исчезли. Все
они имели право подписи, имели доступ к договорам и к страховой
документации компании, а следовательно, имели возможность спокойно
приписать лишнюю цифру к сумме договора с туристом.      Невыгодный отпуск      По словам Дмитрия Мачихина, причина регулярного коллапса
туристических операторов в непрозрачности отрасли и ее плохом
регулировании. Объем туристического рынка страны составляет 12 миллиардов
долларов в год. В действительности сложно провести аудиторскую проверку,
предупредить, предотвратить банкротство. В последнее время стала ярко
проявляться тенденция, когда все более не доверяющие туроператорам люди
предпочитают бронировать отели и билеты самостоятельно, что гораздо дороже.
Туроператоры в ответ сильно снижают стоимость проживания в отелях. До тех
пор пока они ведут борьбу за место на рынке, наш российский потребитель
имеет возможность ездить отдыхать недорого.      - К тому же у нас на рынке есть системообразующие авиакомпании,
которые не допустят конкурентов-лоукостеров. У нас никогда не будет билетов
на рейс по 30-40 евро, пока мы субсидируем Дальний Восток, - продолжил
Мачихин. - А если нет таких билетов, то структура формирования
туристического продукта (перелет плюс отель) становится невыгодной. Наши
авиакомпании закладывают в цену чартерного рейса небольшую маржу, но риски
перекладывают на туроператора. В Европе же риски по перелетам лежат на
самих авиакомпаниях.      Эксперт подытожил, что даже ситуация с "Идеальным миром" и
"Ланта-туром" - это дефект рынка. Пока не появятся финансово здоровый рынок
и законы, нормирующие деятельность туристических компаний, до тех пор
мошенничество туристов и операторов будет и дальше развиваться. Однако
Мачихин прогнозирует, что рынок турпакетов продолжит развиваться и
оздоравливаться - в ближайшие десять лет туры неизбежно станут дороже, что
сузит возможности мошеннических схем.