+7 (926) 020 72 91 +7 (812) 982 72 91

Организатор

При организационной поддержке

Разработано в

DigitalSoftware

Медиа-партнеры

1 февраля 2012 г. 13:00

Инициатива Президента РФ: Совершенствование страховой - финансовой, медицинской и юридической защиты интересов россиян в туристических поездках за рубеж

На рынке российского туристического бизнеса стало тенденцией регулярное банкротство туроператоров. В прошлом году рынок покинули шесть компаний. В этом году первой потерпела крушение компания «Ланта-тур Вояж». Помочь застрявшим за границей туристам и оплатить долги компании удалось только благодаря подключению государства. Но так везет далеко не каждой компании, тем более что рынок туризма в России малорентабелен, нестабилен и непрозрачен. Для того чтобы навести порядок, необходимо выполнить несколько условий.

Агентства в туризме

получат страховые гарантии наравне с операторами

Туристический рынок — игрушка в руках женщин-управленцев. В этом кроется источник проблем с финансовой надежностью

На рынке российского туристического бизнеса стало тенденцией регулярное банкротство туроператоров. В прошлом году рынок покинули шесть компаний. В этом году первой потерпела крушение компания «Ланта-тур Вояж». Помочь застрявшим за границей туристам и оплатить долги компании удалось только благодаря подключению государства. Но так везет далеко не каждой компании, тем более что рынок туризма в России малорентабелен, нестабилен и непрозрачен. Для того чтобы навести порядок, необходимо выполнить несколько условий. Первое, изменить условия выхода на туристический рынок новых компаний: увеличить минимальный порог финансовых обязательств компаний, чтобы отсечь фирмы-однодневки. Второе, ввести новые страховые гарантии не только для туроператоров, но и для турагентов.

Если этого не случится, то в положении «Ланта-тур Вояж» могут оказаться многие пока ещё внешне стабильные компании. От каких факторов зависит стабильность туристического бизнеса, как можно застраховать ответственность туроператора перед клиентом и стоит ли рассчитывать на выплаты в случае банкротства компании?

Все эти вопросы обсуждали участники пресс-конференции PR-агентства Shadursky Promotion (www.shadursky.ru) в отеле Ritz Carlton в Москве за круглым столом в рамках проекта «Медиа-Среда», организованного совместно с НП «СИАЦ» (www.np-siac.ru). В качестве экспертов в дискуссии принимали участие менеджеры крупных страховых компаний, независимые эксперты рынка туризма и страхования, а также компания-партнер, обанкротившейся «Ланта-тур Вояж».

Женские турфирмы — плюс-минус 30 штук ежедневно

По приведенной статистике, на сегодняшний день в России существует порядка 26 тысяч туристических фирм, только в одной Москве их 12 тысяч. При этом ежедневно появляется до 30 новых компаний и примерно столько же бесследно исчезает. По мнению независимого эксперта туристического рынка Дмитрия Мачихина, одна из причин такой нестабильности связана с тем, что на рынке много непрофессиональных игроков, которые открыли туристический бизнес, не имея о нем никакого представления. Большинство бизнесменов на этом рынке — женщины: дочки, жены и любовницы состоятельных мужчин, которые создают им этот бизнес как игрушку. «На сегодняшний день открыть туристический бизнес — не проблема. Необходимо иметь 20 млн рублей. На что они идут: на аренду помещения, заработную плату персоналу, рекламную компанию. После этого деньги кончаются. Чтобы продавать туры и привлекать внимание, компании начинают сбрасывать цены, чем создают нездоровую ситуацию на рынке — при низкой рентабельности бизнеса, наличие скидок загоняет туроператоров и турагентов в долговую яму. Сейчас необходимо на законодательном уровне отсечь непрофессионалов, которые демпингуют и не дают работать более-менее успешным компаниям».

На марже 300 тысяч с 30-40 млн рублей далеко не уедешь, или проблемы с рентабельностью туристического продукта

Рентабельность туристического бизнеса оценивается экспертами в 1,5-2 %. То есть при обороте в 30-40 млн рублей, предприятие приносит прибыль в 100-300 тысяч рублей. Но добиться даже таких небольших положительных показателей удается немногим, большая часть компаний убыточна, поэтому им приходится брать кредиты, из которых практически невозможно выбраться в дальнейшем. Получается, что туристический бизнес это в некотором роде финансовая пирамида, которая может рухнуть в любой момент. «Сейчас российский рынок туризма нельзя назвать здоровым, — считает Егор Шадурский, организатор цикла пресс-конференций «Медиа-Среда», руководитель PR-агентства Shadursky Promotion. — Сложившаяся ситуация не гарантирует клиентам даже самых опытных компаний, что они не окажутся в положении туристов «Ланта-Тур вояж». Крупные страховые компании и банки часто отказываются поручиться за туроператора, неохотно выдавая ему полис страхования ответственности или кредит. Если к этому не обязывает политическая воля или законодательство. Они не могут проследить финансовые потоки туристической компании, а если могут, то часто видят системную нерентабельность бизнеса».

Проблема страхования рисков на туристическом рынке сейчас стоит очень остро. Финансовые обязательства туроператоров при входе на рынок очень низкие. Компании не обязаны их увеличивать с течением времени. Эксперты привели в пример туроператора «Пегас-туристик». По словам аналитика туристического рынка Дмитрия Мачихина, компания имеет миллиардный оборот средств, при этом на покрытие рисков имеет всего не более 30 млн рублей.

Финансовая «планка» на туристическом рынке: неперепрыгнувший выбывает

По мнению директора по развитию онлайн-турагентства «Onlinetours.ru» Дмитрия Литвинова, с туристическим рынком России нужно поступить также как и со страхованием: поднять минимальную сумму уставного капитала. «Как было в страховании? После того, как минимальный уставной капитал был поднят до 60 млн рублей, мелкие компании начали объединяться между собой или уходить с рынка, — отмечает эксперт Onlinetours.ru. — Таким образом, регулятор добьется того, что на рынке останутся благонадежные компании, которые могут выполнять свои обязательства перед клиентами. Теперь подобную систему необходимо ввести на туристском рынке».

Как отметил заместитель директора московского филиала страховой компании «Северная казна» Алексей Годин, сейчас часто более опытные туроператоры создают аффилированные им страховые компании и пользуются их услугами. Либо привлекают страховщиков с низкими расценками на страхование. По мнению Алексея Година, из этой ситуации есть выход — «Финансовые обязательства должны быть адекватны тем денежным потокам, которые проходят через компанию, — считает заместитель директора филиала компании «Северная казна». — Если бы изначально фингарантии были «привязаны» к денежному обороту компании, то сейчас не пришлось бы премьер-министру страны лично заботиться о выделении для «Ланта-тур» кредита через «ВТБ». Вопрос был бы решен. Да, туроператору пришлось бы заплатить большую премию страховщику изначально, но зато не было бы таких проблем, которые есть сейчас. Но обязать туроператора поступать таким образом можно только на законодательном уровне».

Защитит туриста только комплексный подход: гарантийный фонд, страхование турагента, персональная страховка

Другой вариант решения проблемы предложил Дмитрий Литвинов. «Сейчас получается, что турист де-факто взаимодействует с турагентством, а если происходит ЧП, то де-юре должен взыскивать деньги с туроператора. Если бы турагентства брали на себя решение проблем в случае форс-мажора за счет страхования, то это было бы гораздо удобнее всем. Потом свои средства турагент получил бы по регрессивному иску от туроператора. И тому проще взаимодействовать с несколькими турагентствами, чем с потоком клиентов», — отмечает эксперт Onlinetours.ru.

Ещё одну проблему обозначила независимый страховой эксперт-аналитик и консультант Ирэна Анискевич. По словам эксперта, сейчас туристы могут надеяться только на ответственность туроператора, который самостоятельно выбирает страховщика. Застраховаться самостоятельно российские туристы не могут. «Да, сейчас можно финансово защитить жизнь и здоровье выезжающих за рубеж. Можно застраховаться от невыезда, в случае, если клиент, например, заболел. А вот риск банкротства туроператора везде является исключением. Такого продукта на рынке страхования нет, — комментирует аналитик рынка страхования Ирэна Анискевич. — То есть получается, что сейчас клиент не может сам себя застраховать от банкротства туроператора. Люди даже готовы сейчас за это платить, но, к сожалению, не могут этого сделать. За границей такой опыт есть. А нашим туристам придется в случае ЧП вставать в очередь за выплатой. Некоторые туристы, стараются не работать с туроператорами и самостоятельно бронируют билеты, отели, но в итоге это чаще получается дороже».

 

«Главная задача для государства на законодательном уровне организовать прозрачность работы туристического рынка: ввести туроператорам финансовую планку для входа на туристический рынок; обеспечить создание гарантийного фонда подобно фонду компенсационных выплат РСА в системе ОСАГО или Агентства страхования вкладов (АСВ) в банковском секторе; и гарантировать финансовую защиту туриста путём страхования его отдыха на всех этапах от покупки путёвки до возвращения домой», — резюмирует Константин Байков, генеральный директор Страхового информационно-аналитического центра (СИАЦ). Ушедших по-английски станет меньше. Кроме того, возможно, не будет лишним ввести список аккредитованных страховых компаний, которые будут заниматься непосредственно страхованием туристического рынка. Этот способ исключит создание «карманных» страховых компаний с низкими ценами, а как следствие граждане действительно будут застрахованы и смогут получить свои средства.

Материал подготовлен PR-агентством Shadursky Promotion совместно с НП «СИАЦ» по итогам прошедшей одновременно в Москве и Санкт-Петербурге пресс-конференции межрегионального проекта «Медиа-Среда» на тему: «Совершенствование страховой, финансовой, медицинской и юридической защиты интересов россиян в туристических поездках за рубеж».